ГБПОУ АСХК

О социально-психологических корнях этнических предубеждений

Предубеждения против «чужаков», укоренившиеся в обществе, превратившиеся в норму общественного поведения, разделяют людей.
Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простейшего объекта – часть сложного процесса. Оно зависит от  системы, в которой предмет рассматривается, от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта. Там, где профан видит просто металлическую конструкцию, инженер видит вполне определенную деталь известной ему машины. Одна и та же книга совершенно по-разному воспринимается читателем, книготорговцем  и человеком, коллекционирующим переплеты.
Любому акту познания, общения и труда предшествует то, что называется  «установкой». Установка - это направление личности, состояние готовности, стремление  к определенной деятельности, которая способна удовлетворить какие-то потребности человека.  Она определяет его отношение к объекту и способ его восприятия. В системе установок, незаметных для самого человека, накапливается  его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды.
Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к определенному классу, профессии, нации, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определенного поведения и оцениваем конкретного человека по тому, насколько он соответствует (или не соответствует) нашему представлению. Скажем, принято считать, что юности свойствен романтизм; поэтому, встречая в молодом человеке это качество, мы считаем его естественным, а если оно отсутствует, это кажется странным. Ученым, по общему мнению, свойственна рассеянность; вероятно, это качество не универсально, но когда мы видим организованного, собранного ученого, мы считаем его исключением, зато профессор, постоянно все забывающий, – «подтверждает правило». Предвзятое, выведенное из стандартных  суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений называют стереотипом. Иначе говоря, сложное индивидуальное явление механически подводится под простую общую формулу или образ. Например: «Толстяки обыкновенно добродушны, Иванов – толстяк, следовательно, он должен быть добродушным».
Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации.
И в национальной психологии существуют такие  стереотипы. Каждая этническая группа (племя, народность, нация, любая группа людей, связанная общностью происхождения и отличающаяся определенными чертами от других человеческих групп) обладает своим групповым самосознанием, которое определяет  действительные и воображаемые специфические черты. Любая нация интуитивно сравнивается с тем или иным образом. Часто говорят: «Этой нации свойственны такие-то и такие-то черты» – и оценивают одни из них положительно, другие отрицательно.
Еще труднее оценивать национальные обычаи и нравы. Оценка их всегда зависит от того, кто оценивает и с какой точки зрения. Здесь требуется особая осторожность. У народов, как и у отдельных индивидуумов, недостатки – суть продолжение достоинств. Это те же самые качества, только взятые в иной пропорции или в другом отношении. Хотят того люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения со своими  собственными  обычаями, традициями, в которых они сами воспитаны. Такая склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа в сравнении со своими культурными  традициями и ценностями своего собственного народа называется этноцентризмом.
То, что каждому человеку обычаи, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым привык, ближе, чем другие, – вполне нормально и естественно. Темпераментному итальянцу  медлительный финн может казаться вялым и холодным, а тому в свою очередь может не нравиться южная горячность. Чужие обычаи иногда кажутся не только странными, нелепыми, но и неприемлемыми. Это так же естественно, как естественны сами различия между этническими группами и их культурами, формировавшимися в самых разных исторических и природных условиях.
Проблема возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы  психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение - негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам, которая ориентирует  на враждебное отношение ко всем членам определенной этнической группы, независимо от их индивидуальности; обладающая  большой устойчивостью и очень плохо поддается изменению под влиянием рациональных доводов.
     Обычно люди, предубежденные против какой-то этнической группы уверены, что их враждебное отношение к этой группе – вполне естественно, так как вызвано ее дурными качествами или плохим поведением. Свои рассуждения они нередко подкрепляют фактами из личного общения с людьми определенной национальности: «Знаю я этих_________! Был у нас один такой, никакого сладу с ним!..»
Это рассуждение лишено логики: каким бы неприятным ни был знакомый, нет никакого основания думать, что все остальные – такие же. Но, несмотря на абсурдность подобного рассуждения, оно кажется понятным – люди часто делают необоснованные обобщения и не только в сфере этнических отношений. Поэтому этнические предубеждения вырастают, прежде всего, из неблагоприятных личных контактов между индивидами,  принадлежащими к различным группам, и  имеют широкое хождение в обыденном сознании.
В процессе общения между людьми часто происходят разные конфликты и возникают отрицательные эмоции. Когда конфликтующие индивиды принадлежат к одной и той же этнической группе, конфликт остается частным. Но если эти люди принадлежат к разным национальностям, конфликтная ситуация легко обобщается – отрицательная оценка одного индивида другим превращается в отрицательный стереотип этнической группы: все мексиканцы такие, все японцы такие.
Спору нет – неблагоприятные личные контакты действительно играют определенную роль в том, что предубеждения возникают и закрепляются. Они могут объяснить, почему это предубеждение у одного человека проявляется в большей, а у другого в меньшей степени. Однако они не объясняют происхождение предубеждения как такового. Дети, воспитанные в расистских семьях, обнаруживают высокую степень предубеждения против негров, даже если они никогда в жизни негра не встречали.
Общаясь с другими людьми, человек воспринимает и оценивает их в свете уже имеющихся у него установок. Поэтому он склонен одни вещи замечать, а другие не замечать. М. Горький в своем произведении «Жизнь Клима Самгина» пишет: «Когда русский украдет, говорят: “Украл вор”, а когда украдет еврей, говорят: “Украл еврей”». Почему? Потому что в соответствии со стереотипом (евреи-жулики) внимание фиксируется не столько на факте воровства, сколько на национальности вора.
Против любого национального меньшинства, любой группы, которая вызывает предубеждение, всегда выдвигается одно и то же стандартное обвинение – «эти люди» обнаруживают слишком высокую степень групповой солидарности, они всегда поддерживают друг друга, поэтому их надо опасаться. Так говорится о любом национальном меньшинстве.
Малые этнические группы, вообще обнаруживают более высокую степень сплоченности, чем большие нации. Предубеждение большинства создает у членов такой группы острое ощущение своей исключительности, своего отличия от остальных людей. И это, естественно, сближает их, заставляет больше держаться друг за друга. Ни с какими специфическими психическими или расовыми особенностями это не связано.
Этнические предубеждения ограничивают сферу общения между представителями разных этнических групп, вызывают настороженность с обеих сторон, мешают установлению более близких, интимных человеческих отношений. Отчужденность же в свою очередь затрудняет контакты и порождает новые недоразумения.
Внимание обращают, прежде всего, на национальную или расовую принадлежность человека, все остальные качества кажутся второстепенными по сравнению с этим. Другими словами – индивидуальные качества личности заслоняются общим и заведомо односторонним стереотипом.
Большую роль в смягчении и преодолении враждебных установок играют неформальные личные контакты между представителями разных этнических групп. Совместный труд и непосредственное общение ослабляют стереотипную установку, в принципе, позволяя увидеть в человеке другой   национальности не частный случай «этнического типа», а конкретного человека, его доброту.
Русский народ всегда был этнически открыт - в ходе истории он вбирал в себя племена и народы и за счет этого не ослабевал, а обогащался и рос. Предрассудки русских состояли не в презрении и неприязни к чужим и, тем более,  не в расовом высокомерии, а в высокой оценке собственного ума, изобретательности и нравственных качеств. Напрочь отсутствовали у русских предрассудки, связанные с выяснением чистоты крови, столь ныне заботящие русских фашистов.
Педагог-психолог ГБОУ СПО «Александровский сельскохозяйственный колледж» Т.И.Миронова

Еще разделы:

Голосуй за благоустройство своего города

aleks

Сообщите о проблеме

VK Banner 4 VK Banner 10

  logo best kolledj medal

Внимание - конкурс!

antikor

Горячая линия в системе СПО

dni voin slava

Безопасный Интернет-серфинг

Студенческий Web - проектweb serfing

"Эфебия"

ephebia

ebs lan

Сертификат соответствия

sertifikatACXK

IIASK

Студенческие клубы

IMG 4687IMG 0686

Порталы госуслуг

Госуслуги Федеральный портал Госуслуги Ставропольский портал

75-летию Победы посвящается

 

vid 0008

Безопасные сайты Рунета

 

Нажмите F5 для обновления банера

uchimsya vmeste

Вестник

О социально-психологических корнях этнических предубеждений

Предубеждения против «чужаков», укоренившиеся в обществе, превратившиеся в норму общественного поведения, разделяют людей.
Люди обыкновенно думают, что их восприятия и представления о вещах совпадают, и если два человека воспринимают один и тот же предмет по-разному, то один из них определенно ошибается. Однако психологическая наука отвергает это предположение. Восприятие даже простейшего объекта – часть сложного процесса. Оно зависит от  системы, в которой предмет рассматривается, от предшествующего опыта, интересов и практических целей субъекта. Там, где профан видит просто металлическую конструкцию, инженер видит вполне определенную деталь известной ему машины. Одна и та же книга совершенно по-разному воспринимается читателем, книготорговцем  и человеком, коллекционирующим переплеты.
Любому акту познания, общения и труда предшествует то, что называется  «установкой». Установка - это направление личности, состояние готовности, стремление  к определенной деятельности, которая способна удовлетворить какие-то потребности человека.  Она определяет его отношение к объекту и способ его восприятия. В системе установок, незаметных для самого человека, накапливается  его предшествующий жизненный опыт, настроения его социальной среды.
Сталкиваясь с человеком, принадлежащим к определенному классу, профессии, нации, возрастной группе, мы заранее ожидаем от него определенного поведения и оцениваем конкретного человека по тому, насколько он соответствует (или не соответствует) нашему представлению. Скажем, принято считать, что юности свойствен романтизм; поэтому, встречая в молодом человеке это качество, мы считаем его естественным, а если оно отсутствует, это кажется странным. Ученым, по общему мнению, свойственна рассеянность; вероятно, это качество не универсально, но когда мы видим организованного, собранного ученого, мы считаем его исключением, зато профессор, постоянно все забывающий, – «подтверждает правило». Предвзятое, выведенное из стандартных  суждений и ожиданий мнение о свойствах людей и явлений называют стереотипом. Иначе говоря, сложное индивидуальное явление механически подводится под простую общую формулу или образ. Например: «Толстяки обыкновенно добродушны, Иванов – толстяк, следовательно, он должен быть добродушным».
Стереотипы – неотъемлемый элемент обыденного сознания. Ни один человек не в состоянии самостоятельно, творчески реагировать на все встречающиеся ему в жизни ситуации.
И в национальной психологии существуют такие  стереотипы. Каждая этническая группа (племя, народность, нация, любая группа людей, связанная общностью происхождения и отличающаяся определенными чертами от других человеческих групп) обладает своим групповым самосознанием, которое определяет  действительные и воображаемые специфические черты. Любая нация интуитивно сравнивается с тем или иным образом. Часто говорят: «Этой нации свойственны такие-то и такие-то черты» – и оценивают одни из них положительно, другие отрицательно.
Еще труднее оценивать национальные обычаи и нравы. Оценка их всегда зависит от того, кто оценивает и с какой точки зрения. Здесь требуется особая осторожность. У народов, как и у отдельных индивидуумов, недостатки – суть продолжение достоинств. Это те же самые качества, только взятые в иной пропорции или в другом отношении. Хотят того люди или нет, они неизбежно воспринимают и оценивают чужие обычаи, традиции, формы поведения со своими  собственными  обычаями, традициями, в которых они сами воспитаны. Такая склонность рассматривать явления и факты чужой культуры, чужого народа в сравнении со своими культурными  традициями и ценностями своего собственного народа называется этноцентризмом.
То, что каждому человеку обычаи, нравы и формы поведения, в которых он воспитан и к которым привык, ближе, чем другие, – вполне нормально и естественно. Темпераментному итальянцу  медлительный финн может казаться вялым и холодным, а тому в свою очередь может не нравиться южная горячность. Чужие обычаи иногда кажутся не только странными, нелепыми, но и неприемлемыми. Это так же естественно, как естественны сами различия между этническими группами и их культурами, формировавшимися в самых разных исторических и природных условиях.
Проблема возникает лишь тогда, когда эти действительные или воображаемые различия возводятся в главное качество и превращаются во враждебную психологическую установку по отношению к какой-то этнической группе, установку, которая разобщает народы  психологически, а затем и теоретически, обосновывает политику дискриминации. Это и есть этническое предубеждение - негативная, неблагоприятная установка к группе или ее индивидуальным членам, которая ориентирует  на враждебное отношение ко всем членам определенной этнической группы, независимо от их индивидуальности; обладающая  большой устойчивостью и очень плохо поддается изменению под влиянием рациональных доводов.
     Обычно люди, предубежденные против какой-то этнической группы уверены, что их враждебное отношение к этой группе – вполне естественно, так как вызвано ее дурными качествами или плохим поведением. Свои рассуждения они нередко подкрепляют фактами из личного общения с людьми определенной национальности: «Знаю я этих_________! Был у нас один такой, никакого сладу с ним!..»
Это рассуждение лишено логики: каким бы неприятным ни был знакомый, нет никакого основания думать, что все остальные – такие же. Но, несмотря на абсурдность подобного рассуждения, оно кажется понятным – люди часто делают необоснованные обобщения и не только в сфере этнических отношений. Поэтому этнические предубеждения вырастают, прежде всего, из неблагоприятных личных контактов между индивидами,  принадлежащими к различным группам, и  имеют широкое хождение в обыденном сознании.
В процессе общения между людьми часто происходят разные конфликты и возникают отрицательные эмоции. Когда конфликтующие индивиды принадлежат к одной и той же этнической группе, конфликт остается частным. Но если эти люди принадлежат к разным национальностям, конфликтная ситуация легко обобщается – отрицательная оценка одного индивида другим превращается в отрицательный стереотип этнической группы: все мексиканцы такие, все японцы такие.
Спору нет – неблагоприятные личные контакты действительно играют определенную роль в том, что предубеждения возникают и закрепляются. Они могут объяснить, почему это предубеждение у одного человека проявляется в большей, а у другого в меньшей степени. Однако они не объясняют происхождение предубеждения как такового. Дети, воспитанные в расистских семьях, обнаруживают высокую степень предубеждения против негров, даже если они никогда в жизни негра не встречали.
Общаясь с другими людьми, человек воспринимает и оценивает их в свете уже имеющихся у него установок. Поэтому он склонен одни вещи замечать, а другие не замечать. М. Горький в своем произведении «Жизнь Клима Самгина» пишет: «Когда русский украдет, говорят: “Украл вор”, а когда украдет еврей, говорят: “Украл еврей”». Почему? Потому что в соответствии со стереотипом (евреи-жулики) внимание фиксируется не столько на факте воровства, сколько на национальности вора.
Против любого национального меньшинства, любой группы, которая вызывает предубеждение, всегда выдвигается одно и то же стандартное обвинение – «эти люди» обнаруживают слишком высокую степень групповой солидарности, они всегда поддерживают друг друга, поэтому их надо опасаться. Так говорится о любом национальном меньшинстве.
Малые этнические группы, вообще обнаруживают более высокую степень сплоченности, чем большие нации. Предубеждение большинства создает у членов такой группы острое ощущение своей исключительности, своего отличия от остальных людей. И это, естественно, сближает их, заставляет больше держаться друг за друга. Ни с какими специфическими психическими или расовыми особенностями это не связано.
Этнические предубеждения ограничивают сферу общения между представителями разных этнических групп, вызывают настороженность с обеих сторон, мешают установлению более близких, интимных человеческих отношений. Отчужденность же в свою очередь затрудняет контакты и порождает новые недоразумения.
Внимание обращают, прежде всего, на национальную или расовую принадлежность человека, все остальные качества кажутся второстепенными по сравнению с этим. Другими словами – индивидуальные качества личности заслоняются общим и заведомо односторонним стереотипом.
Большую роль в смягчении и преодолении враждебных установок играют неформальные личные контакты между представителями разных этнических групп. Совместный труд и непосредственное общение ослабляют стереотипную установку, в принципе, позволяя увидеть в человеке другой   национальности не частный случай «этнического типа», а конкретного человека, его доброту.
Русский народ всегда был этнически открыт - в ходе истории он вбирал в себя племена и народы и за счет этого не ослабевал, а обогащался и рос. Предрассудки русских состояли не в презрении и неприязни к чужим и, тем более,  не в расовом высокомерии, а в высокой оценке собственного ума, изобретательности и нравственных качеств. Напрочь отсутствовали у русских предрассудки, связанные с выяснением чистоты крови, столь ныне заботящие русских фашистов.
Педагог-психолог ГБОУ СПО «Александровский сельскохозяйственный колледж» Т.И.Миронова

Еще разделы:

Голосуй за благоустройство своего города

aleks

Сообщите о проблеме

VK Banner 4 VK Banner 10

  logo best kolledj medal

Внимание - конкурс!

antikor

Горячая линия в системе СПО

dni voin slava

Безопасный Интернет-серфинг

Студенческий Web - проектweb serfing

"Эфебия"

ephebia

ebs lan

Сертификат соответствия

sertifikatACXK

IIASK

Студенческие клубы

IMG 4687IMG 0686

Порталы госуслуг

Госуслуги Федеральный портал Госуслуги Ставропольский портал

75-летию Победы посвящается

 

vid 0008

Безопасные сайты Рунета

 

Нажмите F5 для обновления банера

uchimsya vmeste

Вестник